В первой декаде февраля 1942 года воины Красной армии и Черноморского флота удерживали Севастополь, падение которого означало бы практически полное превосходство на Черном море кораблей Германии, а также создавало для фашистов реальную возможность выйти на Северный Кавказа, а дальше – к каспийской нефти.
В те далекие дни в боях за Севастополь принимали участие воины Приморской армии, которые почти за четыре месяца до этого прибыли из Одессы на подмогу осажденной черноморской крепости. Больше на сайте iodessit.
“Одесский” Указ
В те же дни в прессе был обнародован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями наиболее отличившихся бойцов, командиров, медработников, работников и руководства прифронтовых заводов, которые больше всех отличились в боях и цехах производства. В числе награжденных были люди, главным оружием которых были скальпель и пинцет, а подчиненными – фельдшеры, санитары, медсестры.
Военный хирург Соломон Кофман
Одним из таких людей в белых халатах был военврач 1-го ранга Валентин Соломонович Кофман, у которого уже был опыт оказания и организации медицинской помощи в полевых условиях. Во время боевых действий против Финляндии он был старшим хирургом стрелкового корпуса.

В дни обороны Одессы сорокалетний возглавил организованную им военно-полевую хирургическую работу Отдельной приморской армии, о чем сказано в наградном листе.
На момент подписания наградного листа, 12 сентября 1941 года, Кофман руководил хирургической работой гражданских лечебных учреждений на пять тысяч койко-мест, приспособленных под госпиталя.
В дни обороны Одессы врач обобщил деятельность свою и своих медработников и издал 44 страницы “Методики первичной обработки ран в войсковом районе”. Там были описаны методы проведения поточного оперирования раненых, когда вначале их оперировали опытные хирурги, а затем подключались начинающие. Такой подход в дальнейшем спас жизни тысячам бойцов.
Мастерству Кофмана был обязан своей жизнью начальник штаба Одесского оборонительного района Николай Крылов — в будущем один из знаменитых военачальников страны. Хирург извлек из тела командира большой осколок, пробивший легкие и проникший в лопатку. До сердца оставалось чуть-чуть…
В числе последних Кофман эвакуировался в Севастополь. За свой подвиг в Одессе он был представлен к ордену Красной Звезды. Однако награду он не получил. На следующий день после падения Севастополя оккупанты его расстреляли вместе с начальником медслужбы Севастопольской морской базы военврачом 1-го ранга М. З. Зеликов ым и начальником 41 — го госпиталя военврачом 1-го ранга М. А. Злотников.
Организатор медицинской службы Семен Литвак
С первых дней войны бесперебойной эвакуацией раненых занимался военврач 2-го ранга, начальник головного отделения полевого эвакопункта № 11 Семен Давыдович Литвак. Как сказано в наградном листе, в дни обороны Одессы он «повседневно руководил постановкой лечебного дела».

Медперсонал военврача Литвака работал с максимальной нагрузкой, своевременно вывозя раненых и бесперебойно пропуская большое их количество.
Решением начальника и военного комиссара санитарного отдела Приморской армии Соколовского и Евдокимова Семен Давыдович был представлен к ордену Красной Звезды.
Вместе с отходящей Приморской армией военврач был эвакуирован в Севастополь, где продолжил заниматься оказанием медицинской помощи раненым.
Полевой врач Ихель Литинецкий
В 241-м стрелковом полку знаменитой 95-й стрелковой дивизии служил Ихель Срулевич Литинецкий, старший врач, военврач 3-го ранга, также награжденный орденом Красной Звезды.
Как и его коллеги рангом выше, Ихель Срулевич оказывал своевременную помощь и эвакуацию с поля боя раненых, лично участвуя в этой работе.
Он часто выезжал к линии фронта и контролировал работу медперсонала и, как сказано, в наградном листе, «сам лично работает для оказания помощи раненым, не признавая никаких трудностей и времени суток».
Наградной лист был подписан командиром полка П.Г. Новиковым, а представление к награждению одобрено командиром дивизии генерал-майором Воробьевым.
Покинув Одессу, 95-я стрелковая дивизия отправилась на оборону Севастополя. В ее рядах оставался военврач Литинецкий.

Уже в Севастополе он стал начальником санитарной службы 8-й отдельной бригады морской пехоты. В дни первого и второго штурма черноморского бастиона он отлично организовал медико-санитарное обеспечение боевых действий бригады. Его личная смелость и решительность позволили тогда спасти жизни сотен бойцов, как сказано в наградном листе.
В самом конце декабря 1941 года в боях за 30-ю береговую батарею Ихель Литинецкий был тяжело ранен. Потеряв большое количество крови, военврач был эвакуирован, где долгое время лечился в разных госпиталях.

Уже после окончания войны врач-герой был награжден орденом Красного Знамени.
Указ Президиума Верховного Совета СССР стал достойной реакцией руководства страны на тот героизм, который проявили защитники Одессы. Описание подвигов каждого из награжденных, которых было более тысячи, смогло бы составить огромный том.
Надо сказать, что наград были удостоены далеко не все участники событий 80-летней давности. На кого-то не дошли представления, кого-то награждать посчитали преждевременным. А кто-то из участников обороны был уже отмечен властью местных военных руководителей в промежутках между боями.
Награждения участников обороны Одессы происходило и в последующие периоды войны. Даже, если кого-то хотели отметить за подвиги при обороне Севастополя, Кавказа, других городов и территорий, часто упоминали одесские события и ту роль, которую сыграл в них воин.
Подвиг Одессы, ее защитников, населения был отмечен еще дважды. Наш город первым был удостоен звания “Героя”. А в конце 1942 года была учреждена медаль “За оборону Одессы”.