Рабочие Одесского порта слушают граммофон, из которого доносятся слова песни “Я тоскую по Родине» в исполнении Петра Лещенко. В те же минуты у самого певца проходит триумфальный концерт в театре города. Два параллельных действия разрываются на две части взрывом, который раздается на рейде Одесского залива. Несколько минут спустя ко дну идет очередное вражеское судно. Больше на iodessit.com.
Этот фрагмент из сериала “Петр Лещенко: Все, что было…” отразил один из эпизодов борьбы одесских подпольщиков с румынско-немецкими оккупантами в 1941-1944 годах. Конечно, в описанном фрагменте есть доля художественного вымысла, присущая искусству. Но то, что корабль пошел на дно, это чистая правда. Впрочем, такое судно было не одно…
Профессор Лопатто: наука против захватчиков
Почти с первых дней войны к подготовке города в обороне подключились многие инженеры, ученые, техники, которые работали в местных вузах. В их составе было много доцентов и профессоров индустриального института (после войны вуз стал политехническим). Команда, в состав которой вошли доценты М. Валамов, В. Вязов, П. Крайний и некоторые другие ученые, занималась процессами изготовления бутылок с горючей смесью для борьбы с танками и самоходками, детонаторов для гранат. Сами работы выполняли студенты, которые не подлежали призыву в армию.
Общее руководство процессами осуществлял профессор Эдуард Лопатто, приехавший 1930 г. на Одесский суперфосфатный завода, где он стал главным инженером. В Одессу профессор привез множество идей усовершенствования производства химических продуктов. Эту задачу он блестяще решил, разработав в 1935 г. способ непрерывного получения суперфосфата и предложив для производства серной кислоты использовать трубы взамен дорогих и сложных башен. Разработка Лопатто позволила увеличить выпуск продукции в 10 раз. По итогам этой работы он в 1938 г. защитил диссертацию, став первым доктором технических наук в Одессе. Эдуард Ксаверьевич предложил новые технологии производства медного купороса и бордосской жидкости.
В Одессе профессор Лопатто практику на производстве с преподаванием химии в Технологическом институте, а в 1935 г. стал заведующим кафедрой технологии неорганических веществ Индустриального института. При нем были организованы современные на тот момент химические лаборатории.
В годы Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.) он был советником служб одесского порта по способам погрузки боеприпасов и взрывчатка на транспорты, которые шли на помощь испанским республиканцам.
В годы войны с фашистами, которые напали уже на его Родину, профессор использовал свои знания в борьбе на одесской земле. Имея возможность эвакуировать, Эдуард Ксаверьевич остался в осажденной, а потом оккупированной Одессе.
Маленький “уголек” против гигантских кораблей

Кадр из фильма “Петр Лещенко. Все, что было…”
Что же становилось причиной гибели корабля из фильма и кораблей в реальной истории. Все дело в том, что под руководством профессора была разработана взрывчатка, замаскированная под уголь. В больших кучах угля небольшие порции этого топлива не были заметны. Зато был заметен эффект от их попадания в топку пароходов. Последние разлетались буквально в щепки. Оккупанты так и не смогли ни поймать организаторов и исполнителей диверсий, ни догадаться, от чего же все происходит.
Только спустя некоторое время после освобождения стало известно, что причиной всех диверсий становились кусочки “угля” — замаскированная под топливо взрывчатка. А руководил непосредственной закладкой “угольков” Николай Артурович Гефт, главный инженер Судоремонтного завода, подготовленный специально для диверсионной работе.